Перед вами 4 высотных графика - 4 варианта того, как можно добраться из Кисловодска до минеральных источников Джилы-Су.
Пользоваться графиками очень просто:
Включение/выключение графиков осуществляется кнопками "светофора" в левом верхнем углу страницы, при этом бегунок автоматически перепрыгивает на последний включенный график. Если включено несколько графиков, но бегунок находится не на том графике на котором хотелось бы его видеть, то можно кликнуть на соответствующую строчку описывающую график (4 разноцветные строчки над графиком с данными по длине пути, перепаду высот и уклонам). Так же бегунок можно переключить двойным нажатием на соответствующую кнопку "светофора".
В правом нижнем углу схемы, для лучшего восприятия, приведен маршрут текущего графика с наложением на карту. Если в процессе изучения графиков карта отвлекает - её можно скрыть.

Маршруты построены по GPS данным различных походов по северному приэльбрусью и скорректированы по снимкам из космоса. Кривые высотных графиков интерполированы по точкам базы данных NASA SRTM-3 (NASA Shuttle Radar Topography Mission).

Сразу хочется отметить, что 4 варианта дороги - это не совсем разные маршруты, - принципиально отличаются только два из них. Остальные графики на большей части пути повторяют друг-друга и являются скорее попыткой выявить наиболее оптимальные варианты пути подходов к Джилы-Су. Тем не менее, на последних километрах пути они приобретают очень важное значение и это будет показано ниже.
Можно заметить, что конечная точка на графиках - это не Джилы-Су, а МЧС. МЧС является конечной точкой дороги, дальше которой проехать нельзя. Тут расположен палаточный городок; станция МЧС; базовый лагерь альпинистов, пробующих себя на восхождении на Эльбрус с севера; "Серебряный источник". Тут берет начало тропа к "Немецкому аэродрому" и "Каменным грибам". Данное место привлекательно с той точки зрения, что все самые интересные объекты в окрестностях равноудалены т.е. получается некий центр. Плюсом так же является то, что не нужно платить за место стоянки как это сделано у "тёплых ванн". Тут чисто, много места для установки палаток, не очень много народу. Это место больше подходит для молодых (активных) людей, любящих делать радиальные вылазки в горы, а вечерами посидеть в душевной компании единомышленников.
Если же Вас интересуют исключительно "тёплые ванны" и некое (сомнительное, но дорогое) подобие цивилизации, то до них топать будет далековато и стоянка у МЧС будет не самым выгодным местом. У "тёплых ванн" есть магазин (очень скудный выбор) и кафешка типа столовой. Возраст людей, которые тут останавливаются - выше среднего, и молодняк тут чувствует себя несколько скучновато, впрочем, - это как повезёт.
Хочу пояснить один момент: "тёплыми ваннами" я называю то, что многие называют "горячими источниками". Дело в том, что ничего горячего в этих ваннах/источниках нет и вода там едва тёплая, поэтому те кто говорят: "горячие ванны" - либо чего-то не знают, либо что-то путают. В переводе Карачаево-Балкарского языка Джилы-Су означает "тёплая вода".
Итак, определившись с местом стоянки, перейдём к описанию к графиков.

Красный график:
Если Вы уже знакомы с дорогой до Джилы-Су, то наверняка это путь, проходящий через тур.лагерь "Долина Нарзанов", долину реки Харбас, далее по мосту через реку Малка с выходом к "тёплым ваннам". Этот путь является кротчайшим и самым известным, если задача стоит максимально близко подобраться к "теплым ваннам" Джилы-Су, но мало кто знает что этот путь один из самых серпантинистых, с огромным суммарным набором высоты (до 4.5 км) и самым большим максимальным уклоном в гору (>31%) на последних километрах пути. Речь идет о красном графике (жмём соответствующую кнопку светофора). На сегодняшний день идёт строительство этой дороги, превращая её из обычной горной просёлочной в дорогу в две полосы с покрытием. На 2011 год адекватным для проезда на легковом автомобиле участком пути можно было назвать участок пролегающий от Кисловодска до реки Харбаз. Далее качество дороги значительно падает, тем не менее любое джипообразное транспортное средство вполне легко проходит оставшуюся часть пути. Особо хочется отметить резкий взлёт из долины реки Малка на последних километрах пути. Данное место преодолеют далеко не все т.к. помимо приличного уклона более чем в 31% дорога тут представляет рыхлую почву и нагромождение больших валунов. Даже велосипед с баулом на багажнике проблематично тут запереть в гору, приходится изрядно попыхтеть. Те кто не могут преодолеть этот взлёт разбивают лагерь в ущелье максимально близко к источникам Джилы-Су и потом наверх к "теплым ваннам" ходят пешком. Если ваше транспортное средство всё же преодолеет это препятствие, то считайте что Вы уже на месте. Подъезжая к источникам Вас встретят товарищи, которые за "n"-ную сумму денег предложат вам местечко для стоянки. Если в ваши планы не входит оплата сомнительного места для вашего лагеря, то вам предложат разбить его со стороны МЧС т.е. дальше за "тёплыми ваннами". А теперь внимание! Проехать за "тёплые ванны" на сторону МЧС не получится т.к в августе 2006 года на северо-восточном склоне Эльбруса произошёл мощнейший прорыв ледникового озера, повлекший за собой сход мощного селя, который уничтожил автодорожный мост и участок дороги. Данное место можно пройти только пешком или с велосипедом, никакой автомобиль тут проехать не сможет. Чтобы попасть на другую сторону на автомобиле смотрим оранжевый график. Если вы на велосипеде (или пешком), то в несколько непростых телодвижений, между огромных валунов и по перекошенному, сбитому с одной из опор, мостику перебираемся на другую сторону и метров 50 проходим вверх по склону. Тут много раличных пятачков чтобы разбить лагерь - бесплатно, рядом с "тёплыми ваннами" и магазином. Если пройти дальше вверх, то примерно через 3 километра извилистой и достаточно крутой дороги вы попадёте на открытое место с видом на реку, большой луг и несколько кошар с овчарнями. МЧС и "Серебряный источник" будут находиться на другой стороне реки примерно в двух километрах от вашего текущего местоположения. Реку вброд проходить совсем не обязательно: спустившись к реке идите вдоль неё налево (вниз по течению) и вы упретесь в подвесной пешеходный мостик. Далее Вы легко сориентируетесь.

Оранжевый график:
Оранжевый график во многом повторяет красный, но с принципиальным отличием на последних километрах пути. Сразу после менгира (древнее мегалитическое сооружение в виде каменного столба) будет развилка: направо вдоль горы Сирх и налево в долину реки Малка. "Красный" маршрут уходит в долину о чём вы уже знаем. "Оранжевый" маршрут продолжает постепенный набор высоты вдоль Сирха. Дорога тут значительно хуже, чем вниз в долину по "красному" маршруту, но поехав тут вы получите возможность добраться до МЧС и "серебряного источника" на автомобиле, а так же подъехать к "теплым ваннам" Джилы-Су сверху, минуя плату за стоянку. Велосипедистам совет: даже не думайте - езжайте вправо вдоль Сирха и Вы, немного набрав высоты, значительно облегчите себе дальнейший путь.
Спускаясь по склону горы Сирх Вы окажитесь перед рекой на том месте, которое описывалось ранее в "красном" маршруте. Если вы на автомобиле и хотите добраться до "серебряного источника" и МЧС, то придется проехать реку вброд, если вы на велосипеде, то можно пройти по пешеходному мостику, описанному в конце "красного" маршрута. Если вы хотите доехать до "теплых ванн", то сразу после спуска с горы Сирх вы увидете дорогу уходящую влево. Начинаясь без особых уклонов далее эта дорога резко уходит вниз и петляет среди скалистых образований прямо до "тёплых ванн".

Зелёный график:
Этот маршрут во многом повторяет "оранжевый", но с той лишь разницей, что обходит ущелье реки Харбас стороной, в итоге не нужно по серпантину спускаться сначала вниз, чтобы потом по серпантину опять подниматься вверх. Несмотря на кажущиеся "круголя" по сравнению с "оранжевым" маршрутом особого проигрыша в расстоянии нет (всего километр). Это потому что на "оранжевом" маршруте приличную часть этого пути как раз съедает упомянутый серпантин. В итоге при потере в километр по горизонту получается выигрыш по перепаду высоты в 300 метров. Если для автомобиля это может показаться совсем не принципиальным преимуществом, то велосипедисту это будет очень хорошим бонусом. В качестве платы за такую экономию будет значительно худшая дорога при спуске в долину реки Ингушли и выходу из неё, а это уже куда более принципиально для автолюбителей. Следовательно по "зелёному" маршруту едем на велосипеде, а на месте автолюбителя я бы ещё хорошенько подумал о такой "велоэкономии". Из принципиальных моментов на маршруте можно отметить развилку на 47 километре пути. Если с развилки уйти направо - это "зелёный маршрут", если налево, то это спуск в долину реки Харбаз и, соответственно, - "оранжевый" маршрут. На 59 километре пути будет развилка: дорога направо приведет на плато Бечасын и Бечасынскому СырЗаводу, дорога уходящая влево приведет к Джилы-Су через долину реки Ингушли. С этого места "зелёный" маршрут идентичен "синему" маршруту с 90-го километра, описание которого смотрим ниже.

Синий график:
Данный маршрут является наиболее интересным из-за того, что о нём мало кто знает. Примечателен он тем, что несмотря на значительно больший путь по сравнению с другими маршрутами (длиннее на 35-40 км) первые 60 километров от Кисловодска проходят по нормальному асфальтированному шоссе с постепенным набором высоты, без резких перепадов и серпантинов, т.е. половину пути можно преодолеть со "свистом" =). Данный путь называется местными "через СырЗавод" и Карачаевцы частенько ездят именно по этой дороге. Асфальтированная дорога из Кисловодска идет до перевала Гумбаши. На перевале нужно свернуть влево, чтобы Эльбрус был виден прямо по курсу. Далее дорога проходит мимо зарождающегося всесезонного курорта "Мара" и продолжает идти по горному гребешку (линии водораздела Азов-Каспий) на плато Бечасын без каких-либо резких перепадов высот и спусков в ущелья. Вид открывается потрясный - все горы вокруг как на ладони. Примерно через 25 километров от перевала дорога приведёт к Бечасынскому СырЗаводу. Сыра тут уже давно никакого нет и всё находится в полузаброшенном состоянии. От СырЗавода идет 2 дороги: вправо на запад и влево на восток, ехать нужно по той, которая уходит влево на восток (Эльбрус от СырЗавода находится строго в южном направлении - это можно использовать как компас). Далее нужно ехать прямо, никуда не сворачивая. На 90-м километре пути будет развилка: влево - дорога на Кисловодск, вправо - на Джилы-Су. Поворачиваем направо. Через 4.5 километра будет развилка и на этот раз нужно повернуть влево. Проехав ещё 3.5 километра поворачиваем на невзрачную дорогу опять влево. Далее начнётся постепенный спуск в долину реки Ингушли. Дорога тут очень плохая, но проехать можно. Через реку Ингушли моста нет и река проходится вброд. Река не глубокая (зависит от погоды и времни суток) и в первой половине дня спокойно преодолевается как на автомобиле, так и с велосипедом. После реки начинается подъем вверх не столько по дороге сколько "по направлению" с элементами болотистой местности. Далее выход на плато с более-менее нормальной дорогой, ведущей к менгиру. В дождливое лето только самые отважные автомобилисты рискнут пройти этот участок пути. Далее от менгира Вы уже знаете: велосипедисты безоговорочно направо вдоль Сирха, а автомобилисты, раз прошли долину Ингушли проедут дальше везде куда больше понравится. "Синий" маршрут примечателен самым маленьким суммарным набором высоты, всего: 3340 метров, что на целых 1.2 километра меньше красного маршрута. Велосипедисту, чтоб набрать такую высоту может понадобиться целый день, так что для велосипеда эта дорога представляется самой оптимальной. Это при том, что первый километр высоты набирается по асфальтированному шоссе с нормальным уклоном. Так же этот маршрут имеет самые пологие уклоны и срединй уклон всего маршрута составляет 3.7% вниз и 4.2% вверх, что опять же говорит в пользу выбора велосипедистами именно этой дороги. На автомобиле так же представляется очень заманчивым проехать этот путь, но прохождение долины реки Ингушли может стать очень сомнительным мероприятием.

Выводы:
В связи со строительством дорог в северном приэльбрусье предпочтение маршрута со временем может изменяться, но на сегодняшний день можно сказать точно, что если вы велосипедист, то выбор "красного" маршрута является не самым лучшим, даже с учётом того, что эта дорога каждодневно улучшается (для горного велосипеда это не так принципиально как для автомобиля).
Если вы предпочтёте "оранжевый" маршрут, то сэкономите на перепаде высоты в гору 400 метров, а путь сократите на 5 км. У автолюбителей появится возможность подъехать к "теплым ваннам" со стороны МЧС, минуя оплату за стоянку и порядки местных управленцев. Небольшая экономия на топливе, но проигрыш в качестве дорожного покрытия т.к. дорога проходящая вдоль горы Сирх на сегодняшний день оставляет желать лучшего.
"Зелёный" маршрут велосипедистам подойдет как нельзя лучше "красного". По вертикали экономия около 700 метров, а по горизонту путь всего на 1 км длиннее. Естественно лучше проехать на 1 км больше, чем в течении многих часов заталкивать велосипед на 700 метров вверх. Тут выбор очевиден. Автомобилисты же на "зелёном" маршруте могут столкнуться с трудностями в районе реки Ингушли. Дорога в районе этой речки, мягко говоря, - не очень хорошая, но Карачаевцы частенько по ней ездят (преимущественно на НИВАх) и вполне довольны.
"Синий маршрут" лучше всего подойдет велосипедистам и авантюрным автолюбителям. Так же как и "зелёный" маршрут этот путь проходит через долину реки Ингушли. Эта дорога рекомендуется для прохождения в засушливый сезон. Дождливым летом подъем от реки может превратиться в подъем по болотной колее и автомобилисты будут рисковать тут "сесть капитально".
Итак, автомобилистам лучше всего ехать по "красному" или "оранжевому" маршруту, тем более что эта дорога уже больше чем наполовину построена, велосипедисты, как более вездеходные товарищи, но не особо любящие пыхтеть на подъемах в горку выиграют на "зелёном" и "синем" маршрутах.

Заключение:
Целью данной статьи я ставил общий анализ маршрутов с наглядными графиками, а не сухое описание каждого поворота, повторяя каждый из них для каждого графика (ведь графики во многих местах совпадают).
Для более подробного изучения маршрутов по точкам на карте Вы можете их открыть в GoogleMaps или Скачать KMZ-файл для Google Earth.
KMZ-файл можно редактировать и конвертировать его в любой необходимый формат для использования с GPS.
Если возникли какие-либо замечания или есть что дополнить, то пишите: info@proelbrus.com
Спасибо за внимание и хороших вам дорог! =)

Если статья заслуживает внимания жмите кнопку: